| Российская газета, 8 апреля 2005 №71(3740)
Еще 10-15 лет назад телевидение в России было больше, чем телевидение. Оно сметало границы и правительства, делало революции и вселяло надежды. Что такое телевидение сейчас? Как разобраться, что находится внутри телевизора «без молотка и отвертки»? Нынешний «штиль» — это стабильность, равнодушие или растерянность? О взаимоотношениях зрителей и телевизионщиков мы поговорили с автором и ведущей телепередачи «Синий троллейбус» на канале ТВЦ Ириной Палей.
Российская газета | Вы согласны с тем, что телевидение у тратило свое былое влияние на зрителя?
Ирина Палей | Влиять на вас должны ваша семья и мама с папой, а не телевизор. Проинформировать, объяснить, развлечь, отвлечь — может, а влиять —нет. Нам все время ставят в пример телевидение начала 90-х. Но давайте не будем забывать, что тогда публика была полна надежд и заряжена совершенно другой энергетикой. И вот свои надежды и свою энергетику они перекладывали на тех, кого видели в кадре. И все — и зрители, и журналисты — в едином порыве верили в светлое завтра. А сейчас все растеряны. Слишком велика разница между тем, за что боролись, и тем, на что напоролись. И люди свое разочарование переносят опять же на людей в телевизоре. Они говорят: «А почему ты меня обманул? Ты же обещал!» Я тут посмотрела кассету с программой «Тема» (еще с Владом Листьевым), я для нее снимала сюжеты. Ну, бесхитростная такая, очень наивная по сегодняшним меркам. И рядом не стоит с нынешними ток-шоу. Но все равно нам будут ставить в пример ту программу. А ведь тогда было меньше соблазнов для телезрителей! Они смотрели 4 канала, а не 24,правда? Вообще давайте уже перестанем оплакивать наши надежды и начнём думать, как жить дальше.
РГ | Нам, зрителям, кажется, что мы лучше вас, журналистов, знаем, как делать телевидение. Нам 24 часа в сутки подавай только шедевры... Палей | ...Ага.и чтобы футболисты наши выигрывали. Мой знакомый спортивный комментатор рассказывал, как его чуть не побили возле Останкино, когда наши опозорились на чемпионате мира. А вообще не надо забывать, что телевидение — это прежде всего производство, которое отталкивается от предпочтений публики. Если вы портниха и к вам приходит клиентка, вы же шьете платье, которое она хочет, правда? Конечно, вы попытаетесь ей объяснить, что без оборочек лучше, но последнее слово все равно за ней. Публика хочет общаться? Давайте поговорим. Посмотреть хорошее кино? Нате! Не нравится? А на «Культуре» Феллини без рекламы! Информация? У нас вы узнаете раньше!
РГ | И угодитъ всем тоже нельзя! Предпочтения-то разные...
Палей | Естественно. Уже давно публика не смотрит каналы. Она смотрит программы. В меню есть все — и для снобов, и для простаков. Хоть ты извертись, но придет Регина Дубовицкая и всех «уложит». Казалось бы, давайте сделаем лучше, где в авторах будут Зощенко, Тэффи, Хармс. И артистов позовемэкстра-класса — Филиппенко, Табакова и Ахеджакову. Но ведь не делаем! То ли не можем, то ли не хотим. А раз так — мы все в ответе за Петро-сяна. Хотя положительная динамика все-таки есть. Мы перестали разглядывать рентгеновские снимки премьер-министра и хихикать над помывкой борцов с коррупцией в бане с девочками. Стеснительные стали, что ли?
РГ | Для подавляющего большинства зрителей телевидение — это параллельный мир, где существуют этакие целлофановые существа, никак не связанные с реальной жизнью...
Палей | Ну да .красивые девушки не писают. Помните, в сериале «Все мужики сво...» был такой пер-сонаж, который мог спать только с телеведущими—ну был у дяди такой фетиш. Дело в том, что телевидение — это очень «закрытое» пространство: если ты не успела выйти замуж до Останкино, значит, ты либо остаешься старой девой, либо выходишь за кого-то здесь. Потому что у тебя просто нет другого круга — для того,чтобы что-то сделать, надо работать по двадцать часов.
РГ | Считается, что на телевидении имеют значение только блат и женская сговорчивость.
Палей | Ха, конечно, блат. Вам же должен кто-то для начала выписать пропуск. А вообще слухи о невероятной сложности и продажности телевизионного мира слишком преувеличены. Все в пределах погрешности. Потому что здесь работают те же критерии, что и везде. Если ты вкалываешь, с тобой имеют дело. Только и всего. Я уверена: выживает только работяга. А что касается женской сговорчивости, то ни мне, ни моим знакомым, которых называют «лицами каналов», за несколько лет работы на ТВ ни один начальник не сделал «непристойного предложения». Даже обидно. Грубые, бесчувственные люди! Только рейтинги у них на уме.
РГ | Вы общаетесь с коллегами с других каналов?
Палей | Знаете, говорят: все каналы разные, а буфет один. Все вполне вменяемые люди и ни у кого нет канального шовинизма. Если посмотреть, в какой компании я встречаю Новый год, то это такой микс из представителей нескольких каналов.
РГ | Почему на нашем ТВ так мало прямого эфира?
Палей | Я думаю, это временно. Ведь телевидение изначально задумывалось как прямое общение со зрителями. И совсем скоро это будет не исключением, а правилом. Во-первых, потому что это интереснее для зрителя, а во-вторых, это просто дешевле для продюсера. Поэтому все должно вернуться на круги своя.
РГ | А вы помните свой первый прямой эфир?
Палей | О да, такое не забывается! Это было в новостях на Первом канале. Я, во-первых, почему-то очень громко говорила, прямо-таки орала, во-вторых, у меня были совершенно безумные глаза (я испугалась суфлера). И именно на этом эфире была куча накладок — не успевали чего-то смонтировать, после подводок давали не те сюжеты. Когда все наконец закончилось, я поняла, что хуже уже не будет никогда, и самое страшное, что со мной могло произойти, уже произошло. После чего я сразу успокоилась, и все пошло как по маслу. Кроме того, в новостях с нами возились Вера Шебеко и Анна Шатилова, которые учили нас правильно расставлять ударения, говорить грудным голосом и делать вид, будто мы знаем больше, чем говорим.
РГ | А есть ли у вас «черные списки» гостей передачи?
Палей | Конечно. Это когда гости ведут себя непорядочно— подводят, перед эфиром устраивают истерики, ведут себя, мягко говоря, неадекватно. Естественно, их просто «вычеркивают». Но таких — единицы.
РГ | Как вы выбираете, кого именно надо позвать на передачу? Есть ли какие-то критерии?
Палей | Есть такая вещь, как медийность. Все телевизионщики в общем-то работают в сфере потребления. То есть мы пользуемся теми, кого уже открыли другие. Артисты, спортсмены, музыканты — все они должны чего-то добиться, чтобы появиться в кадре. И на кого-то смотришь и думаешь: «О! Вот артист! Он во всех глянцевых журналах, во всех фильмах, на всех тусовках». А во время передачи выясняется, что он помимо того, что двух слов связать не может, так оказывается, публика его совсем «не хочет». И понимаешь, что король-то — голый! А есть такое понятие, как любимый персонаж.
РГ | А есть ли какой-то секрет успеха телевизионной ведущей?
Палей | Нет.Телевидение — это такой химический процесс, когда твоя энергетика либо устраивает зрителей, либо нет. Причем кто-то тебя обожает, а кого-то ты раздражаешь. Но в любом случае должна быть эмоциональная привязанность — со знаком плюс или со знаком минус. И потом нельзя научиться быть добрым и открытым миру — вы или любите зрителей, или считаете их «пиплом, который все схавает». А это сразу видно. Опять же люди, которые с вами работают, должны думать с вами одну мысль. И не надо забывать, что люди в кадре—это лишь часть айсберга, причем не всегда лучшая ее часть. Да, ведущим достается известность, но и тумаков они получают больше всех.
РГ | А что насчет «дресс-кода»? Есть какие-то общие правила?
Палей | Они всем известны. Неприлично выглядеть дороже, чем твои зрители. Неприлично выглядеть наряднее, чем твои гости. Желательно реже менять прическу. Публика привыкает к определенной картинке и не хочет ее менять.
РГ | Говорят, чтобы стать телевизионной ведущей, нужно быть стервой.
Палей | Ну, наверное, все-таки имелась в виду упертость. Это когда ты получаешь по носу, утираешь сопли и опять идешь, и так пока не пробьешь головой стену. А стервозносгь — это очень хорошо работает в личной жизни, а не на работе.
|
|