Клиент всегда прав, 2000 N10

Кто приносит мамонта для Ирины ?

Анна Кушак

- Ира, как ты попала на телевидение?
- В 92-м году один приятель, драматург, пригласил меня вести на ЦТ программу, для которой он написал сценарий. Я тогда только что приехала из Лондона, где работала артисткой (у меня диплом ГИТИСа). Эта программа так и не вышла: ее посчитали слишком авангардной. Но от телевизионщиков узнала, что в детской редакции лежит сценарий сказки, которую никто не хочет ставить. Мне выделили большие деньги. Сделали роскошные декорации, костюмы, я привела известных артистов. Получилось удачно, эту сказку потом часто повторяли. И мне понравилось ощущать себя в пространстве "Останкино". Яжадно хваталась за все предложения: была режиссером-постановщиком, редактором, корреспондентом, комментатором, автором, руководителем программы. С благодарностью вспоминаю то время. Это та база, тот грунт, на котором сейчас держусь. И вот как-то вижу объявление: "Новостям* нужны ведущие"...
- Не страшно было сразу в прямом эфире оказаться?
- Ужасно! Но главное - не думать, что на тебя смотрят миллионы людей. Иначе наступает паралич. И стало понятно, что именно в экстремальной ситуации прямого эфира я чувствую себя особенно комфортно. Каждый день что-то новое, никаких повторов. Информационное поле затягивает, в этом есть специфический драйв. Тут как нельзя кстати пригодились мои университетские знания - я закончила философский факультет. Мне кажется, человек, который занимается новостями, уже не сможет заниматься ничем другим. В общем, показалось, что жизнь удалась. Однако на первом канале у меня возникли проблемы личного порядка, и я поспешила уйти. Теперь понимаю, что это был детский поступок. Погоревав, пошла на только что созданный ТВ-Центр шеф-редактором в программу Михаила Леонтьева "Насамом деле".
- Говорят, у вас с Леонтьевым был роман.
- Что ты! Боже упаси! Мы проработали бок о бок полтора года. Он, безусловно, талантливый человек. Но друзей я предпочитаю не судить, а понимать.
- А не тяжело было за кадр уходить?
- Да нет. С газетчиками вообще интересно работать (Леонтьев на ТВ пришел из газеты "Сегодня". - А.К.). У них очень трепетное отношение к тексту. Вот только трудно было без ежедневного нон-стопа новостей. Поэтому, как только позвали в "Вести" , тут же пошла.
- Скажи, ведущий новостей новости сообщает или комментирует?
- Не впрямую. Можно делать комментарий версткой, построением фразы, но нельзя сказать: этот плохой, а этот хороший.
- Потому что РТВ - государственная компания?
- Нет, это другой жанр. Есть специальные комментарийные, аналитические программы. Но для того чтобы вести аналитическую программу, ты должен сначала виртуозно вести информационную. Новости, как правило, не смотрят, а слушают. Это же не кино. Новости - это когда ты готовишь, чай пьешь... Мои бабушка с дедушкой, я никогда не забуду, торжественно ставили два стула перед телевизором и смотрели программу "Время". Но сейчас так трепетно никто не смотрит. Поглядывают...
- Кто в информации главный?
- Конечно, корреспондент. Это тот самый кормилец, который приносит мамонта. От того, насколько он быстро и грамотно сработает, зависит успех выпуска. Редактор задает ритм материалу - ведь то, что читаешь глазами, не всегда хорошо слушается ушами. Теленовости живут по законам шоу-бизнеса. Мы ежедневно рекламируем свои истории. Каждый день сенсаций не бывает. А нам нужно из текучки - заседаний, посещений, заявлений - вынимать некую интригу, делать текучку "смотрибельной", В бригаде
должны быть люди одной группы крови. Тут сходится много энергетических вещей. А ведущий - проводник этой энергетики. Тридцать секунд - подводка, минута - сюжет. На эти полторы минуты большое количество людей работает целый день. Я понимаю: кто на экране, тот и снимает сливки. Но корреспонденты и редакторы, режиссеры и монтажеры - им не жалко отдавать тебе эту "верхушечку", если они чувствуют, что ты ценишь и уважаешь их труд. И вообще, когда в бригаде есть кураж, будет успех.
- Внешний вид ведущего - его заслуга или стилистов?
- В принципе есть люди, которые этим занимаются. Одежда в эфире играет очень важную роль; по ней определяешь умственные способности того, кто в кадре. Когда в эфире появляется человек с рюшечками или гигантскими накладными карманами от "Тома Клайма", многое понятно. Я предпочитаю свою одежду - мне так удобней.
- А как насчет подкраситься, припудриться?
- Мои лучшие эфиры в этом плане - когда вообще не прихожу к гримеру. Я хитрю с ними, говорю: "Ой, совсем нет времени, только припудри". Но если меня начинают гримировать по полной программе, чувствую себя ужасной перекрашенной теткой.
- А какой у тебя распорядок дня?
- Работаю ночью. Приезжаю в восемь часов вечера, готовлю с бригадой пять выпусков, из них только один - в час ночи - московский, остальные идут на орбиты. Если мне надо приезжать к трем часам утра, чтобы сделать утренние эфиры, не ложусь.
Сплю днем.
- А когда спит семья?
- Когда положено. Ночью.
- С мужем-то в дверях встречаетесь?
- В дверях встречаемся, перезваниваемся. Зато вместе встречали Новый год. И - это святое - каждый год на католическое
Рождество ездим к его матери в Ригу. Вообще-то я хорошая мать. Все свое свободное время отдаю детям. Со старшим, правда, особенно не пообщаешься, ему - пятнадцать, у него уже есть девочка. Малыш под два метра ростом, 46-й размер ноги. Нормальный акселерат. К нему приходят его друзья, они все такие, огромные. Он у нас подолгу жил в Риге, я поначалу решила, что отъелся на беконах и сосисках с капустой. Нет, они все такие.
- А почему он в Риге жил?
- Муж - латыш, и детей зовут Андрис и Янис.
- Межнациональные отношения не выясняете?
- Мы ничего не выясняем, но одно время он очень хотел уехать. Меня спасло, что тогда Латвия переходила от социализма к ка
питализму, и из-за неразберихи отъезд отложился. Хотя, если бы у него в Риге появилась какая-нибудь приличная работа, нам бы пришлось переехать.
- И ты поехала ?
- А куда деваться ? Семья есть семья
- Кстати, а кто у нас муж?
- Муж - актер, работал на студии Горького, переиграл всех фашистов и подлецов, которые бросают беременных женщин. Закончил режиссерские курсы, снял два фильма на Рижской студии. А сейчас рекламный продюсер. Работает в английском агентстве. Он тоже все свое свободное время проводит с детьми. У него такой ритуал: каждое лето он берет всех троих сыновей -
наших двоих и старшего от первого брака, и на месяц они уезжают в Юрмалу. Такое мужское братство. Это мое самое счастливое время, никаких домашних забот. Я покупаю персиковый компот и ем его прямо из банки, смотрю добротные английские фильмы, читаю книжки... Блаженство!
- Не тяжело одной справляться с тремя мужчинами?
- Вовсе нет. Они такие рыцари! Я знаю, что дома меня примут любой - усталой, обиженной, больной. Нальют чаю и скажут, что все в порядке.
- Как муж относится к твоему кошмарно му рабочему дню?
- Когда он был артистом, его самого месяцами не бывало дома. И он немного знает новостную кухню, одно время работал в Абхазии, Вильнюсе стрингером, делал фоторепортажи для зарубежных агентств.
- А что это у тебя была за история с Тедом Тернером?
- Можно сказать, для меня она оказалась знаковой. В начале девяностых мы подружились с сыном знаменитого телемагната Теда Тернера - Тедди, который работал в Москве. Так вот, папа Тернер приехал в Россию по делам и отправился на Кавказ поохотиться.
Там подстрелил козла очень редкой породы и голову животного в качестве трофея хотел отвезти в Атланту. Но даже знаменитому Тернеру не дали вывезти из России этот роскошный сувенир. А мой муж и Тэдди как раз провожали его в аэропорту, И тогда Тед
Тернер оторвал козла от сердца и подарил мужу, сейчас эта голова висит у нас дома. Прошло время, звонит нам как-то Тэдди, и я ему рассказываю, что работаю в "Вестях". И он как закричит: "Никому не отдавай подарок моего отца, он принесет тебе удачу в этом бизнесе!" Кстати, поговаривают о том, что неплохо бы сделать русский информационный канал вроде тернеровского CNN. Забавно, правда?

 
 
   
Синий троллейбус Статьи Фотографии Конференция Обратная связь 
   
       
     
Разработано yans.ru